ЭТИЧЕСКИЙ КОДЕКС

Российского Психологического Общества (Санкт-Петербург, РФ, 2003 г.)

 

Предисловие

Профессиональная деятельность психолога, в какой бы области он ни работал (профориентация, организация производства, клиническая, возрастная, педагогическая психология, судебно-психологическая экспертиза, преподавательская или научная деятельность), характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой. Чтобы быть полезным, психолог нуждается в доверии. Доверие общества к психологу может быть достигнуто только при соблюдении этических основ их поведения, содержащихся в настоящем кодексе. Этический кодекс психологов служат а) для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов и б) для регуляции отношений психолог ) в с обществом.

Этический Кодекс дает возможность психологам и людям, с которыми они профессионально связаны, а) руководствоваться принципами, правилами, нормами получения и применения психологических знаний, б) устанавливать стандарты, по которым могут быть оценены результаты применения психологических знаний. Таким образом, принципы и правила, излагаемые ниже, дают возможность, в случае нарушения этических стандартов, применять санкции к его нарушителям.

1. Психолог и требования к нему.

1.1. Наименование «психолог» может быть принято лицом, имеющим университетское образование по специальностям «психология», «клиническая психология», а также лицами, которым в установленном порядке присвоены ученые степени кандидата наук по отраслям и специальностям психологической науки. Ученая степень в последнем случае принимается во внимание только в том случае, если она признана ВАК РФ».

1.2. Разрешается указание на членство в Российском психологическом обществе. Не разрешено указывать на принадлежность к подразделениям или комитетам ассоциации, кроме тех случаев, когда психолог в этом качестве выступает как официальный представитель ассоциации.

1.3 Задачей психолога является а) расширение знаний о человеке и обществе, и б) приложение этих знаний и умений для блага как индивида, так и общества в целом. Психолог уважает достоинство и неприкосновенность человеческой личности, уважает и защищает фундаментальные права человека. Психологи являются представителями свободной профессии.

1.4. Психолог осуществляет профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения в Российской Федерации (из Приложения к постановлению Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1.)

1.4.1. Профессиональная ориентация - это обобщенное понятие одного из компонентов общечеловеческой культуры, проявляющегося в форме заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, поддержки и развития природных дарований, а также проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профессиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально - экономической ситуации на рынке труда.

1.4.2. Основные методы профессиональной ориентации:

а)  информирование - индивидуальное, групповое, массовое, непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой информации);

б)  психологическое и медицинское консультирование;

в)  психологическая, психофизиологическая, медицинская диагностика;

г)  различные педагогические методы.

1.4.3. Психологическая поддержка - система социально - психологических способов и методов, способствующих социально - профессиональному самоопределению личности в ходе формирования ее способностей, ценностных ориентации и самосознания, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда и адаптированное к условиям реализации собственной профессиональной карьеры. Психологическая поддержка осуществляется путем оптимизации психологического состояния человека как следствие полного разрешения или снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, про­фессиональной, социальной самореализации на каждом из этапов жизни отдельного человека, малых групп, коллективов, формальных и неформальных объединений людей.

1.4.4. Основные методы психологической поддержки:

а) психологическое просвещение;

б) психологическое и психотерапевтическое консультирование;

в) психологическая диагностика;

г) психологический тренинг;

д) психологическая коррекция;

е) другие индивидуальные и групповые методы психологической труды.

Рис. 1. Схема регламентации этическими принципами и правилами отношений, возникающих в психологической деятельности.

Каждая пронумерованная точка на рисунке точно соответствует содержанию каждого пронумерованного параграфа текста Этического Кодекса.

 

2. Требования к Заказчику услуг Психолога.

2.1. Заказчик всегда явно или косвенно побуждает Психолога к научно-практической психологической деятельности. В отсутствии Заказчика психологическая наука, психологическая практика, сами Психологи становятся ненужными. Реальный Заказчик выступает в лице руководителя государственной, политической, общественной, коммерческой организации, обратившегося к Психологу за услугами психологического характера. Косвенный Заказчик в лице Общества, нуждающегося в новом психологическом знании, побуждает Психолога к научным исследованиям и открытиям. Государство неявно выступает в качестве Заказчика, когда к Психологу обращается за психологической помощью частное лицо, защищая интересы Клиента нормами Конституции и Закона. Нормы работа с Заказчиком –важнейший компонент психологической деятельности.

2.2. Заказчик должен самостоятельно или в сотрудничестве с Психологом точно сформулировать проблемы, которые побудили его обратиться к Психологу за психологическими услугами. Результатом сотрудничества Психолога с Заказчиком является Техническое задание, содержащее всю согласованную исходную информацию, которой достаточно для начала профессиональной работы Психолога. В Техническом задании оговариваются цели работы Психолога, методы его работы, ее предполагаемые результаты, сроки ее исполнения, гонорар Психолога и иные конкретные вопросы. Без согласованного с Заказчиком Технического задания любая психологическая деятельность становится бессмысленной.

2.3. Заказчик в своем взаимодействии с Психологом обязан руководствоваться Конституцией страны, ее Законами и настоящим Этическим Кодексом, с которым Психолог должен его ознакомить. Предложение Заказчика принимается Психологом в том случае, если Заказчик не просто ознакомлен с основными Принципами и Правилами Этического Кодекса Психолога, но и согласен с ними. Заказчик признается в таком качестве в том случае, если он не намерен и не может применить полученные психологические услуги для противоправных, аморальных, антинаучных, опасных действий в отношении частных лиц. Общества и государства.

 

3. Требования к Клиенту - человеку, с которым работает Психолог.

3.1. В качестве Клиента Психолога выступает лицо, согласившееся быть объектом психологических исследований в научных, производственных или в социальных интересах, или лично обратившееся к Психологу за психологической помощью. Клиент — условное обозначение человека, который является объектом исследования, консультирования, специального обучения, тренинга, лечения, проходящего профотбор, аттестацию, или испытуемого, исследуемого в интересах науки о человеке.

3.2.  Клиентом может быть любой человек в случае своей несомненной дееспособности по возрасту, состоянию здоровья, умственного развития, физической независимости. В случае недостаточной дееспособности человека, решение о его сотрудничестве с Психологом принимает лицо, представляющее его интересы по Закону.

3.3.  Клиенты имеют право на консультацию психолога или лечение без присутствия третьих лиц. Психолог не должен препятствовать, если его клиент или пациент выражает такое желание, привлечению для консультации другого психолога или врача в тех случаях, когда к этому нет юридических противопоказаний.

 

4. Требования к Результатам работы Психолога.

4.1. В качестве Результатов исследования психолога выступают все сведения об Испытуемом, сохраняющиеся на любых видах носителей информации, и на основании которых Психолог квалифицирует психологические характеристики Клиента, принимает решение о задачах и характере практического взаимодействия с ним и исполняет его.

4.2. Результаты исследования Клиента являются обязательным условием любых действий Психолога относительно Клиента. В Результатах исследования должна содержаться информация о том, на основании каких теоретических, методических, экспериментальных данных Психолог предпринимает конкретные действия по консультированию или оказанию помощи Клиенту. Результаты Исследования должны быть представлены в форме научных документов, принятых в психологическом сообществе и содержать достаточные основания для работы с Клиентом.

4.3. Результаты исследования в случае их неконтролируемого хранения могут представ­лять опасность как для Клиента, так и для Психолога и для Общества. Обращение с Результатами исследования должны быть жестко регламентированы. Применение записей. Психолог может делать видео- или аудиозаписи консультации или лечения, или разрешить третьим лицам слышать их лишь после согласия на это. пациента или клиента; это положение распространяется и на телефонные переговоры.

 

А. Нормы отношений между Психологом и Заказчиком.

А1. Психолог получает заказ от Заказчика, составляет и согласовывает с ним техническое задание на работу, договаривается о распределении прав и обязанностей между Психологом, Заказчиком и Клиентом, о процедурах хранения, приме­нения Результатов исследования. В вопросы гонорара также должна быть внесена ясность. Наниматель должен быть снабжен текстом Этического Кодекса Психолога при приеме на работу последнего. Психолог должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных и непрофессиональных требований.

А 2. Психолог должен известить Заказчика о том, что его деятельность подчиняется профессиональным, а не коммерческим принципам. При приеме на работу психолог должен оговорить, что он в пределах своей компетенции будет действовать независимо, и в особенности обратить внимание на обязательство хранить профессиональную тайну, чего от него требует Закон. Психолог должен оговорить условие, что профессиональное руководство его работой может осуществляться только психологом.

A3. Психологам запрещается предлагать свои услуги клиентам без просьбы последних. Им запрещается в целях рекламы использовать имя или репутацию лица, с которым они связаны профессионально или лично. Им также запрещается, кроме как в кругу коллег, использовать отзывы, сертификаты или рекомендации, данные им экспертами или со ссылкой на них.

А 4. Если несколько психологов осуществляют свою деятельность совместно как компания, подчиняющаяся соответствующим требованиям законодательства, они должны обозначить себя как «Совместная тактика». Имена коллег, отошедших отдел или умерших, могут сохраняться преемником на вывеске не более чем 12 месяцев, при условии согласия заинтересованных лиц. Информация о смерти одного из партнеров должна быть сообщена в достойной манере. В случае переезда психолог может в течение 6 месяцев сохранять вывеску с указанием о прекращении своей работы по прежнему адресу.

 

Б. Нормы создания, хранения и применения материалов Психолога.

Б 1. Психолог несет ответственность за адекватность задаче работы с Клиентом избранных им теоретической концепции, методов работы, конкретных методик работы с Клиентом, способов обработки первичных данных. Выбор методов работы Психолога требует добросовестного соотнесения научных и вненаучных задач, в частности, соблюдения гуманитарных, экономических и культурных ин­тересов Испытуемых или экономного расходования материальных ресурсов.

Б 2. Решение психолога осуществить исследовательский проект предполагает его ответственность за его предвидимые научные и социальные последствия, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представлений о социальных ценностях.

БЗ. Для получения научных результатов высокого качества и соблюдения требований 61 и 62 следует рассматривать максимально возможное число применимых научных методик и из них выбирать наиболее подходящую. Если работа осуще­ствляется на средства посторонней организации и распределение фондов не контролируется исследователем, последний должен обосновать соответствие проводимого исследования научным, профессиональным и этическим принци­пам настоящего кодекса.

Б 4. Если персонал или студенты выступают в качестве экспериментаторов в прове­дении психодиагностических процедур, преподаватель должен обеспечить, не­зависимо от их собственной ответственности, соответствие совершаемых ими действий профессиональным требованиям.

 

В. Нормы отношений Психологом с Клиентом.

В 1. Только Психолог осуществляет непосредственную работу с Клиентом в форме беседы, анкетирования, интервьюирования, тестирования, электрофизиологи­ческого исследования, психотерапии, тренинга и др. Или опосредованную - в форме биографического метода, метода наблюдения, изучения продуктов дея­тельности Клиента и др.

В 2. Участие в психологических экспериментах должно быть добровольным. Клиенты должны быть проинформированы в понятной для них форме о целях, особенностях исследования и возможном риске, чтобы они могли самостоятельно принять решение о сотрудничестве с Психологом. Психолог обязан удостовериться в том, что достоинство и целостность личности Клиента не пострадают. Он должен принять все необходимые предосторожности для обеспечения безопасности и благополучия испытуемых и сведения к минимуму возможности непредвиденного риска.

В 3. Психологические исследования зависят от участия в них людей в качестве испытуемых. Психолог должен осознавать специфику взаимодействия между исследователем и Клиентом и вытекающую из этого ответственность. Ответственность особенно велика в случае, если в качестве испытуемых выступают наркоманы или лица, ограниченные в своих действиях, а также, если программа исследования целенаправленно ограничивает дееспособность Клиента. Выбор методов исследования часто требует добросовестного соотнесения научных и вненаучных задач, в частности, соблюдения гуманитарных, экономических и культурных интересов обследуемых или экономного расходования материальных ресурсов.

В 4. Клиентом должно быть сообщено о любой форме скрытого наблюдения. В тех случаях, когда исчерпывающая информация противоречит проводимому исследованию, специальные меры предосторожности должны быть приняты для обеспечения благополучия испытуемых, в частности, должно быть сделано общее разъяснение о невозможности предоставления полных сведений о проводимой программе. В тех случаях, когда это возможно и не несет вреда Клиентом, все разъяснения должны быть сделаны после окончания эксперимента. То же самое распространяется на скрытое наблюдение.

В 5. Психологи не должны подвергать испытуемых воздействиям, приводящим к по­стоянному вреду или риску в физическом или психологическом отношении. Эксперимент должен быть немедленно прекращен, если со стороны Клиента возникает неожиданная стрессовая реакция. При возникновении любых нежелательных последствий участия в эксперименте психолог должен принять меры к их устранению. Психологические эксперименты должны проводиться только в со­ответствующих условиях.

В 6. Опыты на животных являются неотъемлемой частью психологических исследований. Основополагающее обязательство психолога уважать человеческую жизнь применимо и здесь. Необходимым условием проведения исследований на животных является не только знакомство с техникой проведения таких экспериментов, но и знания о содержании и уходе за животными, а также информированность о юридической стороне дела. Психологи, работающие " с животными, должны стремиться свести боль, стресс и лишения к минимуму.

 

Г. Нормы отношения Психолога к Результатам исследования.

Г1. Психолог обрабатывает первичные материалы, осуществляет их интерпретацию, обсуждает полученные данные с компетентными коллегами, формулирует выводы и заключения по интересующим заказчика факторам, влияющим на произ­водственную, учебную, личную жизнь Клиента. Психологи могут использовать свои профессиональные звания, публично выступая в качестве авторов, докладчиков и т. п. В этих ситуациях они должны ограничиваться сообщением фактических данных и избегать любого подобия саморекламы.

Г 2. Результаты психологических исследований должны быть доступны для научной общественности. Возможность неверной интерпретации должна быть предупреждена корректным, полным и недвусмысленным изложением. Данные об участниках эксперимента должны быть анонимными. Дискуссии и критика в научных кругах служат развитию науки и им не следует препятствовать.

Г 3. Разрешаются публикации научных отчетов за подписью психолога в научных журналах с целью ознакомления других психологов с применением специальных процедур, методик или других средств. Разрешается участие психологов в имеющей просветительную цель информации в прессе, по радио или телевидению, если роль психолога при этом ограничивается сообщением фактических данных и не преследует рекламных целей.

Г 4. Психолог обязан уважать своих коллег и не должен необъективно критиковать их профессиональные действия. В случаях, вызывающих сомнение, перед началом работы следует проконсультироваться с врачом о наличии физического заболевания и необходимости медицинского вмешательства. С согласия пациента психолог может сообщить свои наблюдения врачу. По желанию пациента, психолог может привлечь к лечению своего коллегу.

 

Д. Нормы передачи материалов исследования Заказчику.

Д1. Психолог передает заказчику свои заключения и рекомендации, касающиеся Клиента и отвечающие на вопросы заказчика, основывающиеся на результатах исследования в форме письменного документа, устного сообщения, публикации в печати.

 

Е. Нормы отношений между Заказчиком и Клиентом.

Е 1. Заказчик применяет к Клиенту рекомендации психолога в виде мер психокоррекционного, психолого-педагогического, обучающего, административного воздействия, изменяет применительно к особенностям Клиента эргономические и инженерно-психологические факторы рабочей среды, параметры оборудования, условия трудовой деятельности'.

Е2. Психолог обязан проявлять в своей профессиональной деятельности добросовестность и оправдывать оказываемое ему доверие. Он должен всегда помнить об ответственности перед обществом, поскольку его действия существенным образом влияют на жизнь других людей. Психолог признает право любого человека на действия согласно его взглядам и убеждениям и в своей профессиональной деятельности стремится к непредвзятости и объективности. Он противостоит любым личным, социальным, организационным, экономическим и политическим факторам и влияниям, могущим привести к злоупотреблениям или неправомер­ным применениям его знаний и умений.

 

Ж, Нормы общественно-научного поведения Психолога.

Ж 1. Поведение в отношении представителей других профессий. В своих профессиональных контактах с представителями других профессий психолог должен проявлять лояльность, терпимость и готовность помочь. Не следует делить другие профессии по рангам.

Ж 2. Психологи и другой персонал. При приеме на работу ассистентов и иного персонала психолог должен обеспечить им подходящие условия работы и заключить с ними договора в соответствии с их обязанностями. Практиканты должны получать подготовку, необходимую для их будущей профессии; поэтому их функции не должны быть ограниченными или не требующими квалификации. Психолог обязан выдать объективную характеристику своим сотрудникам по первому требованию и в особенности при прекращении ими работы.

Ж З. Объединения психологов. Психологи могут объединяться для работы с целью совместного использования оборудования, помещения и совместного найма персонала. При создании совместной практики должен быть составлен контракт в письменной форме, учитывающий возможность изменений, распределения прибыли и расходов. А также возможность ликвидации объединения.

Ж 4. Психолог не должен своими действиями способствовать вытеснению коллеги из его сферы деятельности или лишению его работы. Прежде чем принять на себя профессиональные обязательства, психолог должен оговорить их прекращение в случае, если его коллега уже взял их на себя. Если психолог считает, что его коллега действует непрофессионально, он должен в первую очередь указать ему на это конфиденциально. Если психолог выступает в роли нанимателя своего коллеги, он должен предложить ему контракт, соответствующий его профессиональному реноме. В случае совместной публикации, должны быть сделаны ссылки на первоисточники, и порядок имен авторов должен отражать их вклад в работу.

Ж 5. Партнеры по совместной практике должны указывать свои имена на бланках, в объявлениях и в других документах, в них могут быть указаны часы работы и но­мер телефона. Где это возможно, не следует указывать специализацию; разрешено не более шести уточнений (специфическая группа пациентов или клиентов; специфические симптомы или разрешаемые проблемы; специфические методики лечения или помощи).

Ж 6. В случае, если клинический психолог выступает как наниматель по отношению к своим коллегам, передача им функций по лечению пациента возможна лишь с согласия пациента.

Ж 7. Преподавательская деятельность. Преподаватель-психолог должен обучать своих слушателей новейшим достижениям психологической науки в объективной и понятной им форме. Любые личные точки зрения должны быть зафиксированы именно как таковые. При преподавании и чтении лекций следует следить за тем, чтобы не возникло необоснованных ожиданий.

 

Главные Этические принципы и правила деятельности психолога. Содержание принципов и правил работы психолога Этика работы психолога основыва­ется на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Предпосылки свобод­ного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания спра­ведливого гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятель­ности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют усло­вия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, реальная польза от его усилий.

 

5. Принцип ненанесения ущерба Клиенту

Принцип ненанесения ущерба Клиенту требует от Психолога такой организации своей работы, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили Клиенту вреда его здоровью, состоянию или социальному положению. Выполнение принципа регламентируют правила отношений Психолога с Клиентом и Заказчиком и выбора адекватных методов исследования и общения. Клинический психолог не должен вступать в какие бы то ни было личные отношения со своими пациентами (например, запрещены сексуальные отношения). Если Психолог приходит к заключению, что его действия не приведут к улучшению или даже представляет собой риск для Клиента, он должен прекратить вмешательство. Если какие-либо обстоятельства вынуждают Психолога к преждевременному прекращению работы с Клиентом, что может отрицательно сказаться на его состоянии, он должен обеспечить продолжение работы с Клиентом.

5.1.  Правило взаимоуважения психолога и Клиента.

Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией РФ. Работа с Клиентом допускается только после получения согласия Клиента в ней участвовать, после извещения его о цели работы с ним, о применяемых методах и способах использования полученной информации. В случае если Клиент не в состоянии сам принимать решение о своем участии в экспе­рименте, такое решение должно быть принято его законными представителями.

5.2.  Правило безопасности для Клиента применяемых методик.

Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья, состояния Клиента, не представляют его в результатах исследования в ложном, искаженном свете, не дают сведений о тех его психологических свойствах и особенностях, которые не имеют отношения к конкретным, согласованным задачам психологического исследования. Психолог должен сообщать клиенту или пациенту о всех важных шагах или лечебных действиях. В случае лечения в клинике, психолог должен привлечь внимание пациента к возможному риску и к альтернативным методам лечения, включая непсихологические.

5.3.  Правило предупреждения опасных действий Заказчика относительно Клиента.

Психолог формулирует свои рекомендации, организует хранение, использование и публикацию результатов исследования таким образом, чтобы исключить их применение вне тех задач, которые были согласованы между Психологом и Заказчиком, и которые могли бы ухудшить положение Клиента. Психолог информирует Клиента о характере передаваемой Заказчику информации и делает это только после получения согласия Клиента.

 

6. Принцип компетентности психолога

Согласно принципу компетентности Психолог может оказывать лишь те услуги, для которых он имеет необходимую квалификацию и образование. В своей работе он руководствуется научными и профессиональными стандартами и применяет апробированные и проверенные методики. Психолог должен придерживаться принципа научной добросовестности и проверять полученные результаты. Психолог может взяться за выполнение только такой работы, которая дает возможность соблюдения вышеперечисленных обязательств. В соответствии со своей компетенцией в психо­логических вопросах он действует на свою ответственность и независимо. Психолог обязан путем добросовестной подготовки быть информированным в новейших достижениях науки. В этой связи он должен также быть в курсе предписаний, регулирую­щих его профессиональную деятельность.

6.1. Правило сотрудничества Психолога и Заказчика.

Психолог обязан уведомить Заказчика о реальных возможностях современной психо­логической науки в области поставленных Заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей. Психолог должен сообщить Заказчику о принципах и правилах психологической деятельности и получить согласие Заказчика руководствоваться ими в процессе работы. Психологи не могут предлагать специальные процедуры, методики или другие средства, которыми они не владеют или эффективность которых подвергается профессиональному или научному сомне­нию. Если какие-либо возможности приписываются психологу, который их не имеет, он должен опровергнуть такую информацию. Психологи не должны давать Заказчику сведения, преувеличивающие эффективность их услуг.

6.2. Правило профессионального общения Психолога и Клиента. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психолого-педагогического воздействия на уровне, достаточном, чтобы поддерживать у Клиента чувство симпатии и доверия, удовлетворения от общения с Психологом. Взаимоотношения психолога с клиентом или пациентом имеют особый характер в силу необходимости установления доверия между ними. Психолог вправе отказаться от принятия на себя профессиональных обязательств или прекратить их выполнение в случае прекращения доверительных отношений. Если Клиент болен, то работа с ним допустима только с разрешения врача или с согласия других лиц, представляющих интересы Клиента.

6.3. Правило обоснованности результатов исследования Психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке, подтверждая свои выводы предъявлением первичных мате­риалов исследования, их математико-статистической обработкой и положительным заключением компетентных коллег. При решении любых психологических задач проводится исследование, всегда опирающееся на предварительный анализ лите­ратурных данных по поставленному вопросу.

 

7. Принцип беспристрастности Психолога

Принцип беспристрастности Психолога не допускает предвзятого отношения к Клиенту. Недопустимо влияние положительного или отрицательного отношения Заказчика к Клиенту на формулирование выводов об Испытуемом. Все действия Психолога относительно Клиента должны основываться только на основании данных, полученным научными методами. Субъективное впечатление, которое производит Клиент, его социальное положение не должны оказывать никакого влияния на выводы и действия Психолога. 7.1. Правило адекватности методик, применяемых Психологом. Психолог может применять методики, которые адекватны целям проводимого исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию Клиента, условиям эксперимента. Методики, кроме этого, обязательно должны быть стандартизованными, нормализованными, надежными, валидными и адаптированными к контингенту испытуемых.

7.2. Правило научности результатов исследования Психолога. Психолог должен применять методы обработки и интерпретации данных, получив­шие научное признание и не зависящие от его научных пристрастий, общественных увлечений, личных симпатий к Клиентом определенного типа, социального положе­ния, профессиональной деятельности. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и такой же квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

7.3. Правило взвешенности сведений, передаваемых Заказчику Психологом.

Психолог передает Заказчику Результаты исследования в терминах и понятиях, известных заказчик у, в форме конкретных рекомендаций, которые не позволяют и не располагают к их домысливанию, рассмотрению личности Клиента вне тех задач, которые были поставлены перед Психологом. Психолог руководствуется только интересами дела, и не передает Заказчику никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение и состояние Клиента, Заказчика, коллектива, в котором они сотрудничают.

 

8. Принцип конфиденциальности деятельности психолога

Принцип конфиденциальности деятельности Психолога означает, что материал, им полученный в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению вне согласованных условий. Результаты исследования должны быть таким образом, чтобы они не могли скомпро­метировать ни Клиента, ни Заказчика, ни Психолога, ни психологическую науку. Кли­ническим психологам запрещается, помимо своего профессионального окружения, применять иностранные или технические термины. Психодиагностические данные, полученные относительно студентов при их обучении, должны рассматриваться как конфиденциальные, как и сведения о клиентах или пациентах. При демонстрации конкретных случаев следует заботиться о защите достоинства и благополучии Клиента, в отношении которого должны соблюдав ,я правила конфиденциальности.

8.1.  Правило кодирования сведений психологического характера.

Психолог обязан на всех материалах психологического характера, начиная от прото­колов и кончая итоговым отчетом, указывать не фамилии, имена, отчества Испытуемых, а присвоенный им код, состоящий из произвольного набора цифр и букв. Документ, в котором указываются фамилия, имя, отчество Клиента, и соответствующий ему код, известный только Психологу, оформляется в единственном экземпляре, хранится отдельно от экспериментальных материалов в недоступном для посторонних месте и передается Заказчику по акту, если это необходимо по условиям работы.

8.2.  Правило контролируемого хранения сведений психологического характера.

Психолог должен предварительно согласовать с Заказчиком список лиц, получающих доступ к материалам, характеризующим Клиента, место и условия их хранения, цели их использования и сроки уничтожения.

8.3.  Правило корректного использования Результатов исследования.

Психолог несет ответственность за предвидимые научные и социальные последствия своей работы, включая воздействие на лиц, группы и организации, участвующие или непосредственно затронутые исследованием, а также непрямой эффект, как, например, влияние научной психологии на общественное мнение и на развитие представле­ний о социальных ценностях. Психолог должен достичь соглашения с Заказчиком об исключении случайного или преднамеренного сообщения Клиенту результатов его исследования, которые могут его травмировать. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных Психологом.

 

9. Принцип осведомленного согласия

Принцип осведомленного согласия требует, чтобы Психолог, Заказчик и Клиент были извещены об Этических Принципах и правилах психологической деятельности, целях, средствах и предполагаемых результатах психологической деятельности и при­нимали в ней добровольное участие.

 

10. Нарушение Этического Кодекса.

10.1. За нарушение Этического Кодекса психолог-консультант может лишиться сертификата РПО, а также к нему могут быть применены такие санкции, как общественное порицание и исключение из членов РПО. В случае серьезных нарушений Этического Кодекса РПО может ходатайствовать о привлечении психолога к суду. Для утверждения норм Этического Кодекса и в соответствии с ними РПО может выступать в суде в качестве общественного обвинителя или защитника.

10.2. Законность применения. Настоящий кодекс принят XX июня 2003 г. Ill съездом Российского Психологического Общества.

 

Hosted by uCoz