МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

 

 

ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

Основная образовательная программа (ООП) разработана на основе государственного образовательного стандарта и учебного плана высшего профессионального образования специальности «020400 – Психология», квалификация – психолог, введенного с 1997 года.

 

1.     Цели основной образовательной программы

 

 1.1. Цель основной образовательной программы – подготовить квалифицированного выпускника  по специальности 020400 – Психология. Специальность утверждена приказом Государственного комитета  Российской федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 года №180. Нормативная длительность обучения по специальности по очной форме обучения по специальности по очной форме обучения – 5 лет. Основная квалификация – «Психолог».

 

1.2. Цели образования можно условно подразделить на цели личностного развития, цели социализации личности и цели ее самореализации и индивидуализации, что нашло отражение во Всемирной декларации о высшем образовании, а также в концептуальной модели элитного специалиста XXI века. Кроме того, в законе РФ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” статье 8 определено, что одной из основных задач высшего учебного заведения является “удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования”. Данный подход реализуется в ООП в виде обучающих, воспитывающих и развивающих целях.

 

1.2.1. Обучающие цели ООП связаны с подготовкой квалифицированного специалиста психолога, который должен:

·        осознать личностную и социальную значимость своей профессии: обладает целостным представлением об образовании как особой сфере социокультурной практики, обеспечивающей передачу (трансляцию) культуры от поколения  к поколению и выступающей как контекст становления личности;

·        обладать научно-гуманистическим мировоззрением, знать основные закономерности развития природы и общества;

·        владеть системой знаний и представлений о человеке как существе духовном, как личности и индивидуальности;

·        знать историю и современные тенденции развития мировой психологической науки;

·        владеть системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях;

·        владеть знаниями о закономерностях психического развития ребенка, основных возрастных новообразованиях , условиях, обеспечивающих личностный рост;

·        владеть знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психическом развитии;

·        имееть системное представление о деятельности психолога в образовательных учреждениях; знать приемы и технику психологического консультирования, уметь использовать их в своей профессиональной деятельности; владеть умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы;

·        владеть способами профессиональной и личностной рефлексии, самоизменения и организации творческой деятельности человека.

 

1.2.2. Воспитывающие цели ООП связаны с подготовкой квалифицированного специалиста педагога-психолога, который должен:

·        усвоить этические нормы работы психолога в области психодиагностики, консультирования и коррекции;

·        владеть методами психологического просвещения субъектов образовательного пространства;

·        владеть знаниями в области профессионализации самоопределения личности;

·        знать проблемы формирования и функционирования семьи, основные проблемы семейной жизни;

·        знать закономерности управления педагогическими системами, способы анализа проектирования их развития, владеть приемами управленческого консультирования;

·        владеть знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности;

·        владеть методами и приемами активного социально-психологического обучения, обладать развитыми коммуникативными умениями;

·        знать структуру образовательных и социальных учреждений, психолого-педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности психологической службы в системе данных учреждений;

·        осознавать здоровье как ценность; владеть знаниями и умениями по охране здоровья и безопасности жизнедеятельности.

 

1.2.3. Развивающие цели ООП связаны с подготовкой квалифицированного специалиста педагога-психолога, который должен:

·        владеть системой знаний о взаимосвязях физического, психического и социального здоровья человека и общества;

·        знать формы и методы научного познания и их эволюцию, владеть различными способами познания и освоения окружающего мира; понимать роль науки в развитии общества;

·        способен в условиях развития науки и изменяющийся социальной практики к пересмотру собственных позиций, выбору новых форм и методов работы;

·        обладать организационно-деятельностными умениями, умениями, необходимыми для самоанализа, развития своих творческих способностей и повышения квалификации;

·        способен к проектной деятельности на основе системного подхода;

·        знать историю и тенденции развития психолого-педагогических концепций, современные психолого-педагогические технологии;

·        психологически и научно-методически подготовлен к работе в поли- и междисциплинарных областях знаний.

 

1.3. В целом, выпускник, овладевший ООП, по специальности 020400 – Психология, квалификация – психолог должен отвечать требованиям, представленным в концептуальной модели специалиста XXI века.

 

1.4. Деятельность выпускника по специальности «Психология» направлена на психологическое обеспечение образовательного процесса, психологическую реабилитацию детей и взрослых.

Специалист готовится для работы в образовательных и социальных учреждениях различного типа, психолого-педагогических и медицинских учреждениях, а также для продолжения образования в аспирантуре.

 

1.5. Специалист должен быть готов для профессиональной деятельности в сферах:

·        диагностической и коррекционной;

·        экспертной и консультативной;

·        учебно-воспитательной;

·        научно-исследовательской;

·        культурно-просветительной.

 

2 Федеральный компонент основной образовательной программы

 

2.1 Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 020400 – Психология, квалификация – психолог определены в Государственном образовательном стандарте 1997 года.

 

2.2 Основная образовательная программа подготовки педагога-психолога состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Федеральный компонент основной образовательной программы определен в Государственном образовательном стандарте 1997 года.

 

3 Региональный (вузовский) компонент основной образовательной программы

 

3.1 Содержание регионального компонента ООП обеспечивает подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной государственным стандартом.

 

3.2 Дополнительные требования к уровню подготовки абитуриента.

3.2.1 Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

3.2.2 Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем полном общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3.2.3 Исходя из государственного стандарта, ООП направлена на подготовку специалиста квалификации психолог. Необходимость определения содержания регионального компонента ООП, предусматривающего подготовку специалиста указанной квалификации, обусловлено рядом факторов:

·          стремление отечественной психологии существенно повысить качество психологической помощи оказываемой населению;

·          расширением международных связей и активизацией инвестиционной политики;

·          процессом интеграции психологического образования в мировое и европейское культурно-образовательное пространство;

·          значительными возможностями выбора профессиональной деятельности в условиях рынка труда, когда возникают новые рабочие места, требующие от специалиста комплексного характера подготовки;

·          дополнительными возможностями для качественной подготовки специалистов педагогов-психологов со специализацией Психология социальной работы.

 

3.3 Подготовка выпускников ведется с учетом в ООП дисциплин и курсов по выбору студента.

3.3.1 Необходимость включения в ООП дисциплин и курсов по выбору студента, а также дисциплин специализаций, обусловлена возросшей в последние годы потребностью образовательной и социальной сфер в специалистах с соответствующими профессиональными компетенциями.

         3.3.2 Обоснование цикла специальных дисциплин  и курсов по выбору студента.

Современная психологическая практика постоянно обогащается новыми организационными формами оказания психологической помощи населению. С целью расширения психологической практики и улучшения качества оказания психологической помощи населения Новгородской области в программу подготовки педагога-психолога введены следующие дисциплины:

               Практикум по наблюдательности

               Основы научных исследований

               В Новгородской области, как и в целом по России отмечается постарение населения и рост больных с хроническими заболеваниями. Количество их у нас в области составляет 76%. Нестабильность экономической ситуации, психо-эмоциональные перегрузки, нарушение питания, вредные привычки, рост наркомании, конфликты на работе и дома, экономическое, физическое и психическое насилие ведут к росту психосоматических заболеваний (гипертония, сердечно-сосудистая патология, депрессия, неврозы и др.) у населения. Поэтому для более углубленного изучения этих проблем и психических сосотояний людей введены дисциплины: Психология конфликта, Геронтопсихология и психологическая помощь пожилым людям, Психологические аспекты работы с зависимостями.

 

               3.4 Обоснование дисциплин специализаций – Психология в социальной работе, Психология образования. Подготовка выпускников ведется с учетом в ООП дисциплин специализаций.

 

               3.4.1 В рамках ООП предусмотрено изучение следующих дисциплин специализаций:

               «Психология социальной работы»:

1.     Сказкотерапия в деятельности психолога.

2.     Введение в психотерапию.

3.     Практикум по психотерапии.

4.     Практическая психодиагностика.

5.     Введение в эриксоновский гипноз.

6.     Практикум по телесно-ориентированной терапии.

7.     Введение в психологическое консультирование.

8.     Организационнное консультирование.

9.     Коррекция детско-родительских отношений.

10. Психология конфликта.

11. Практическая психология для менеджеров.

12. Геронтопсихология и психологическая помощь пожилым людям.

13. Работа с детьми группы риска.

14. Практикум по психологическому консультированию.

15. Практикум экстренной помощи по телефону.

16. Психолог в детских домах и приютах.

17. Гендерная психология.

18. Тренинг личностного роста.

19. Психологические аспекты работы с зависимостями.

«Психология образования»:

1.     Психологические основы педагогического мастерства.

2.     Введение в психотерапию.

3.     Практикум по психотерапии.

4.     Школьная психодиагностика.

5.     Дети с различными вариантами обучаемости.

6.     Работа психолога с детско-родительскими отношениями.

7.     Работа психолога с зависимостями.

8.     Профориентационная работа в школе.

9.     Введение в психологическое консультирование.

10. Нарушение чтения и письма и их коррекция.

11. Психологическая поддержка учеников старших классов (социально-психологический тренинг).

12. Введение в краткосрочную позитивную психотерапию.

13. Работа с детьми группы риска.

14. Практикум по психологическому консультированию.

15. Психология воспитания.

16. Сказкотерапия в работе школьного психолога.

17. Психология педагогического общения.

18. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе.

19. Экспертная работа в школе.

20. Дети с девиантным поведением.

21. Коррекционная работа в школе.

В результате изучения цикла дисциплин специализаций студенты должны овладевать следующими умениями:

·        Анализировать социально-психологические процессы, формировать рациональную структуру организации с учетом особенностей малых групп;

·        Строить и использовать интеграционные модели управления организацией на основе учета социофакторов;

·        Осуществлять подбор, расстановку и оценку персонала;

·        Использовать показатели качества управления для оценки эффективности деятельности руководителя школы;

·        Проводить групповые тренинги и консультации по семейным и индивидуальным проблемам.

 

3.5 Необходимость обучения студентов по специальности – «Психология» обусловлена возросшей в последнее десятилетие потребностью общества в специалистах, обладающих основательными знаниями основных – классических и современных – фундаментальных проблем теоретической и практической психологии.         Активное развитие в нашей стране таких научных и практически значимых приоритетных направлений современной психологии и подготовка в университете соответствующих специалистов, осуществляющих первичную профилактику как систему общегосударственных мер по укреплению здоровья населения, повышающих роль психологии в разработке психологических основ пропаганды внедрения здорового образа жизни, в преодолении безответственности за свое здоровье, в формировании культуры психического здоровья.

          Специализации «Психология образования» и «Психология социальной работы» позволят сформировать и развить у студентов готовность и способность работать не только «по интересам», но и «по заданию», что является важнейшим условием успешной адаптации нашего выпускника в различных сферах практики (народное хозяйство, образование, здравоохранение, социальная защита, менеджмент, управление, новые информационные технологии и др.).

3.5.1 В рамках ООП предусмотрено изучение следующих специальных дисциплин:

          Психологические основы профориентационной работы, Психология семьи, Клиническая психология, Психологическая служба в учреждениях различного типа, Психология девиантного поведения, Психология труда, Психофизиология и основы высшей нервной деятельности, Методика преподавания психологии, История психологии, Психология управления, Юридическая психология, Методика социально-психологического тренинга, Основы психологического консультирования.

3.5.2 Обоснование дисциплин специализации «Психология социальной работы», «Психология образования».

·        Дисциплины данных специализаций являются завершающим этапом подготовки будущего педагога-психолога. Их изучение базируется на основе знаний широкого спектра гуманитарных наук. Дисциплины специализации способствуют укреплению и развитию у студентов интереса к фактам и закономерностям развития психики на материале разнообразных видов активности людей в учебной деятельности, в труде в данном регионе; Культивированию равного уважения к разным видам труда и представителям разных профессиональных общностей; формированию позитивного правильного отношения к трудовой деятельности психолога как человека, в сфере деятельности которого не только «знается», не только применяется, но и порождается жизнеспособное психологическое знание.

·        Образовательные унифицированные цели цикла специальных дисциплин и дисциплин специализации – обеспечить ориентировку студентов в специфических психологических составляющих учебной деятельности и труда, являющихся предметами многих наук, понимая их как основу, которая позволит молодому специалисту, с одной стороны, уверенно сохранить профессиональную позицию в научной и практической работе, с другой стороны – по-деловому, психологически грамотно взаимодействовать с представителями смежных областей знания об учебной деятельности и труде при решении комплексных междисциплинарных задач в организациях.

·        В результате изучения цикла специальных дисциплин и дисциплин специализации студенты овладевают следующими знаниями и умениями:

Знанием основных классических и современных проблем психологии, умением соотносить частные задачи, возникающие в практике учебной деятельности и в практике психологического обслуживания труда и трудящегося, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом. Важно видеть все аспекты дела – от идеи до внедрения, и это есть непременный признак собственно университетской подготовки специалиста по психологии. Изучая данные дисциплины, студент получит возможность сформировать и развить систему научных понятий и научно упорядоченных базовых представлений обо всех существенных аспектах активности человека как субъекта учебной деятельности и труда, понимаемого в самом широком смысле слова (и как производство  материальных предметов или информации, и как действие по обслуживанию людей, по управленческой деятельности, по управлению социальными процессами и др.).

 

4 Учебный план специальности

 

4.1 Основными нормативными документами для разработки действующих в настоящее время учебных планов по специальности «Психология» служил Государственный образовательный стандарт «Требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалиста по специальности 020400, введенный с 1997 года, и Положение об основной образовательной программе специальности НовГУ. При разработке учебных планов использованы также рекомендации Учебно-методического объединения

.

4.2 Другим основным нормативным документом для разработки действующего в настоящее время учебного плана по специальности 020400 «Психология» служил Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Квалификация – Психолог. Преподаватель психологии. 2000 г. Москва.

 

4.3 Структура и содержание учебного плана по специальности.

4.3.1 Структура и содержание учебного плана отвечают требованиям Государственного образовательного стандарта в части федеральной составляющей.

4.3.2 Основная образовательная программа подготовки специалиста разрабатывается на основании государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных  дисциплин, программы учебных и производственных практик. Задача основной образовательной программы подготовки специалиста – сопряжение профессионального образования с развитием гуманитарной культуры, формирование духовно богатой, интеллектуально оснащенной, социально ответственной личности.

4.3.3 Объем в часах дисциплин регионального компонента, включая дисциплины по выбору, в каждом блоке дисциплин (ГСЭ, ЕН, ОП, СД) соответствует ГОС.

4.3.4 Учебный план включает общекультурный и медико-биологический. Предметный психологический, педагогический, а также блок «дисциплины специализации», дисциплины специальные, факультативные.

4.3.5 В общекультурном и медико-биологическом блоке Базисного учебного плана полностью реализуется федеральный компонент государственного образовательного стандарта, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской федерации и гарантирует овладение выпускниками знаний, умений, навыков, соответствующих концептуальной модели специалиста XXI века и выбранной квалификации.

4.3.6 В блоке предметной и специальной подготовки учебного плана реализуются общепрофессиональные дисциплины, региональный компонент государственного образовательного стандарта. Перечень дисциплин специализаций и дисциплин по выбору составлен в соответствии с требованиями у уровню подготовки выпускника. Определенными в настоящей ООП.

 

4.4 План учебного процесса.

 

4.4.1 Обучение предполагает обращение к разным видам организации учебной деятельности (лекционные, семинарские, практические занятия, самостоятельная работа), прохождение практики, написание курсовых и дипломных работ, подготовка и сдача зачетов и экзаменов.

4.4.2 Учебным планом предусмотрены:

·        31 экзамен, 55 зачетов, 3 курсовых работы,

·        Практики: учебная, производственная, преддипломная – 20 недель.

·        Государственная итоговая аттестация включает: госэкзамены по Общей психологии и по специализации, защиту выпускной квалификационнной работы.

4.4.3 Общее количество лекционных занятий – 1267, в свою очередь семинарских и практических занятий – 2066 часов. Что в пропорциональном отношении составляет соответственно 39% и 61%. Распределение часов по видам учебных занятий на разных курсах, по приему 1998 года представлено в таблице 1, а по приему 2000 года – в таблице 2.

 

 

Специальность  020400 – Психология

прием 1998 года

 

                Таблица 1

Виды аудиторных занятий

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

Всего

в часах

в %

в часах

в %

в часах

в %

в часах

в %

в часах

в %

Лекции

440

44

323

44

302

39

202

24

1267

39

Практические

502

51

366

51

471

61

611

74

1950

59

Лабораторные

50

5

50

5

 

 

16

2

116

2

Всего:

992

100

739

100

773

100

 

100

 

 

 

               

Виды практик

Семестр

Кол-во недель

1

Практика учебная

2

3

2

Практика учебная

4

3

3

Практика производственная

6

3

4

Практика производственная

8

3

 

 

 

Специальность  020400 – Психология

прием 2000 года

 

                Таблица 2

Виды аудиторных занятий

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

в часах

в %

в часах

в %

в часах

в %

в часах

в %

Лекции

388

48

367

45

 

 

 

 

Практические

392

48

420

51

 

 

 

 

Лабораторные

34

4

34

4

 

 

 

 

Всего:

814

100

821

100

 

 

 

 

 

               

Виды практик

Семестр

Кол-во недель

1

Практика учебная

2

3

2

Практика учебно-ознакомительная

4

3

 

Такое распределение часов по видам занятий обусловлено концепцией психолого-педагогического факультета, где предпочтение отдается практико-ориентированной модели обучения специалиста XXI века  Данная модель позволяет совершить переход от традиционно принятых форм (лекции и семинары) к активным формам и методам обучения (семинары-дискуссии, семинары в форме научных конференций, деловые игры, тренинги, семинарские и лабораторные занятия, в которых моделируются психологические эксперименты и студенты работают тройками: психолог, испытуемый (респондент), протоколист. В результате такой подготовки выпускник овладевает различными способами интерактивного взаимодействия, активизируется его познавательная, научная и самостоятельная учебная деятельность, формируются и развиваются его практические умения и навыки профессиональной деятельности психолога.

4.4.4 Необходимость выполнения курсовых работ по различным дисциплинам психологии в 4, 6, 8 семестрах позволяет студентам выполнить особый вид учебной работы. При написании курсовых работ студент научается ставить цели, задачи своего исследования, закрепляет теоретические знания, приобретает навыки решения практических задач, осваивает профессиональную этику, обучается описывать и анализировать полученные результаты исследования и делать выводы.

Содержание курсовых работ опирается на научно-методическую базу и материалы практической деятельности студентов в образовательных и социальных учреждениях.

4.4.5 Соотношение таких видов аттестации студентов как экзамены  и зачеты практически разное. Выбор того или иного вида аттестации по дисциплинам определяется.

 

4.5 Составной частью ООП является практика студентов. Объем практики, определенный государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования 1995 года – 20 недель, а по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования 2000 года – 25 недель.

4.5.1 Практика в системе профессиональной подготовки по специальности 020400 занимает особое место и играет ведущую системообразующую роль в реализации целей ООП. Она является следующим звеном между теоретическим обучением и самостоятельной практической деятельностью студентов.

4.5.2 Практика как важнейшая часть профессиональной подготовки психолога направлена на достижение следующих целей:

·        Освоить умения ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе;

·        Закрепить теоретические знания и полученные навыки их практического применения;

·        Обучить навыкам решения практических задач;

·        Формулировать профессиональную позицию психолога, мировоззрение, стиль поведения, освоение профессиональной этики;

·        Познакомиться со спецификой деятельности психолога в учреждениях различного типа.

Задачи определяются кафедрой для конкретного вида практики.

     4.4.3 Практика студентов по Государственному стандарту 1995 года делится на 3 вида: учебная 9На 1 и 2 курсах), производственная (на 3 и 4 курсах), преддипломная (на 5 курсе).

     Практика студентов по Государственному стандарту 2000 года делится на следующие 4 вида: учебно-ознакомительная (на 2 курсе), производственная (на 3 курсе), педагогическая (на 4 курсе), научно-исследовательская и квалификационная (на 5 курсе).

     Каждый из указанных видов практик, в свою очередь делится на соответствующие этапы, которые выражены в задачах и планах рабочих программ психологических практик.

     4.5.4 В основе организации психологической практики лежат принципы вариативности, субъектной ориентации, актуализирующего диалога, системности и комплексности, сочетания базового компонента практики с изучением инновационного образовательного процесса. Организация практик на всех этапах направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника по специальности 020400 – «Психология».

     На каждом курсе содержание практики в целом соответствует уровню подготовленности студентов.

     4.5.5 Форма промежуточного и итогового контроля прохождения практики устанавливается учебным планом с учетом требований государственного образовательного стандарта. Кафедра разработала форму учетной документации по каждому виду практики.

     Кафедра определила базовые организации и заключила с ними договора и проведении практики.

 

     4.6 Общие требования к учебному плану.

     4.6.1 Внутренняя структура должна определяться соотношением общекультурной (университетской) составляющей и специальной, профессионально-ориентированной.

     4.6.2 Содержание медико-биологических, педагогических дисциплин, с одной стороны должно соответствовать требованиям имеющихся стандартов, с другой стороны, учитывать особенности подготовки студентов на психолого-педагогическом факультете.

     4.6.3 При конструировании содержания предметного блока должна учитываться внутренняя логика и взаимообусловленность учебных дисциплин.

     4.6.4 При переструктурировании содержания психологических и психолого-педагогических курсов должно исключаться дублирование отдельных тем в различных дисциплинах.

     4.6.5 Недельная нагрузка должна соответствовать нормативным требованиям и не превышать 28 часов в неделю.

     Учебный план дается в приложении .

 

5 Рабочие программы дисциплин и практик

 

     5.1 Общие требования.

     5.1.1. По всем дисциплинам учебных планов  специальности 020400 – Психология должны иметься утвержденные рабочие программы.

     5.1.2. Рабочие программы должны соответствовать требованиям к содержанию подготовки выпускников по специальности 020400 – Психология определенным ГОС и ООП. Кроме того, в рабочих программах должны быть в наличии все дидактические единицы, предусмотренные государственным образовательным стандартом.

     5.1.3. Цели рабочих программ должны быть достижимы и проверяемы. При формулировке целей рабочей программы необходимо следовать целям ООП и квалификационным требованиям к выпускнику специальности 020400 – Психология.

     5.2.Назначение. Главная задача образования по любой дисциплине – воспитание у студентов потребностей и мотивов в использовании ее содержания и выработка целостной картины процесса решения профессиональной задачи, системного, творческого мышления, умения видеть, как данная дисциплина вплетена в противоречивую систему интегративных отношений и взаимодействий с другими в ходе целостного решения профессиональной задачи. Отсюда вытекают межпредметные цели для разных групп учебных дисциплин.

     5.3. Структура. Любая программа учебной дисциплины должна содержать следующие разделы:

-         методологическое обоснование, концепция, модель, принципы, на основе которых она построена;

-         основные цели, сформулированные в терминах, допускающих проверку;

-         основное содержание, систему понятий, структуру программы;

-         методы работы и содержание деятельности обучаемых, технологию организации;

-         рекомендуемую литературу (основную и дополнительную);

-         объем в часах (с разделением на практическую и теоретическую части).

 

6 Промежуточная и итоговая аттестации

6.1 Содержание и порядок проведения промежуточной и итоговой государственной аттестации студентов установлены в Положениях НовГУ «Об аттестации студентов (приложение Д), «Об итоговой государственной аттестации выпускников по специальности (Приложение Д3).

Промежуточная и итоговая аттестация – это регулярная оценка соответствия качества образования студентов требованиям ГОС по каждой учебной дисциплине. Изучение каждой дисциплины заканчивается сдачей зачета или экзамена согласно учебного плана. Аттестационные испытания, составляющие промежуточную аттестацию (зачет, экзамен) включают проверку уровня усвоения практических умений, и уровня теоретической подготовленности по данной дисциплине. Результат испытаний имеет оценку «зачтено»-«незачтено» и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» в бальной системе при сдаче экзамена.

Итоговая государственная аттестация осуществляется согласно Положения об итоговой государственной аттестации специалиста, утвержденного в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по специальности 020400 – «Психология».

 

6.2 Итоговая государственная аттестация специалиста включает выпускную квалификационную работу и государственный экзамен, позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач.

6.2.1 Выпускная квалификационная работа по специальности 020400 – «Психология» представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретического исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. В работе должно быть сбалансировано представлены теоретическое обоснование и выполнена исследовательская, практическая или методологическая работа. Дипломная работа должна выявлять высокий уровень профессиональной эрудиции выпускника, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Объем ее, как правило, должен быть в пределах 50-85 страниц стандартного печатного текста.

Защита выпускной квалификационной работы осуществляется на заседании Государственной аттестационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная аттестационная оценка.

6.2.2 Требования к государственному экзамену. На государственном экзамене выпускник должен подтвердить знания в области общепрофессиональных базовых и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессиональное выполнение своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре.

Выпускной экзамен должен быть проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

6.2.3 Выпускник высшего учебного заведения должен отвечать следующим требованиям, соответствующим его квалификации и уметь решать задачи:

-         на основе накопленных теоретических знаний, навыков исследовательской работы и информационного поиска ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

-         участвовать в практической прикладной деятельности, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

-         владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

Виды аттестационных испытаний и возможность их использования для определения соответствия требованиям ГОС профессиональной подготовленности выпускника (по специальности 020400 – Психология).

 

Требование ГОС к профессиональной подготовленности выпускника

Текущий контроль

Производственная и педагогическая практика

Итоговая государственная аттестация

-         Быть знакомым с основными умениями, теориями и концепциями отечественных и зарубежных психологов;

-         Знать этические принципы и нормы работы психолога;

-         Быть способным научно анализировать социально-психологические и личностные проблемы;

-         Применять современные методы научного познания; уметь прогнозировать динамику, тенденции развития объекта, процесса задач, проблем, их систем, использовать для этого модели, методы психологического исследования;

-         Владеть методами оценки и контроля качества своей деятельности;

-         Уметь делать обоснованные доказательные выводы;

-         Владеть методами обучения в процессе деятельности, обучения новым методам, средствам деятельности, приобретения новых знаний, в том числе используя современные программы ЭВМ; уметь рефлексировать, моделировать, анализировать, оценивать свою интеллектуальную деятельность, деятельность в кооперации с коллегами;

-         Уметь осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества;

-         Уметь развивать партнерство в процессе улучшения качества психологических услуг населению;

-         Ведет и пропагандирует здоровый образ жизни

-         Уметь ориентироваться в современных научных концепциях, грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи;

-         Участвовать в практической прикладной деятельности психолога, владеть основными методами психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования;

-         Владеть комплексом знаний и методикой преподавания психологии в высших учебных заведениях.

х

 

 

х

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

х

 

 

х

 

х

 

 

х

 

 

 

 

 

х

 

х

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

х

 

 

х

 

х

 

 

 

х

 

 

 

 

х

х

 

 

х

 

х

 

 

х

 

 

 

 

 

х

 

х

 

х

 

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

х

 

 

 

 

х

 

 

 

х

 

 

 

 

х

 

 

 

Hosted by uCoz